Модель функциональной системы для определения компетентности
Функциональная система компетентности (ФСК) – это система, сформированная для достижения заданного полезного результата (компетентности) в процессе своего функционирования. Системообразующим фактором функционирования ФСК является конкретный результат – компетентность. Другими словами, цель рассматривается как заданный результат, а ограничения – как степень свободы, необходимая для достижения результата.
Физическая модель базы знаний хранит экземпляры классов, объектов, значения атрибутов объектов и логические связи между классами, объектами.
Основные методы оценки компетенций:
- тестирование (психологическое, профессиональное);
- анализ психофизиологических особенностей студентов;
- аттестация (модули, зачеты, экзамены);
- экспертные оценки интеллектуальных и практических компетентностей.
Разработка модели компетентности в системе "КАРКАС" предполагает следующие этапы:
1.Построение онтологии предметной области.
2.Квалиметрия (энтропия) интеллектуальной и практичной компетентностей.
3.Тестирование онтологии.
Модель компетентности – это перечень компетенций с конкретными показателями их проявлений в профессиональной деятельности. В модель включаются компетенции, наиболее важные для студента по информатике.
Эффективная модель предполагает разработку профилей компетенций – наборов компетенций для разных уровней изучения информатики в вузе (например, первый курс финансового факультета – ЗУН (знания, умения, навыки) по MS Office и Интернет технологиям, второй курс финансового факультета – ЗУН по СУБД Access и MySql и Интернет технологиям и т.д.).
Алгоритм построения ФСК в системе "КАРКАС".
1. Описать компетенции, необходимые студентам для предметной области.
2. Разработать квалиметрию интеллектуальной и практичной компетенций.
3. Проанализировать эффективность квалиметрии (при необходимости внести корректировки).
4. Выделить ключевые компетенции.
5. Построить модель компетенции по предметной области
- определить компетенции для каждого раздела дисциплины;
- построить орграф связей компетенций.
6. Разработать методы оценки компетенции (интервью, тесты, ситуационные задачи, бизнес-симуляции).
7. Построить онтологию предметной области (ввести атрибуты, объекты, установить отношения между объектами (написать правила и фреймы).
8. Произвести тестирование базы знаний.
Для ФСК по MS Excel выделены следующие ключевые компетенции: интерфейс Excel; (x
1)::обработка ввода данных; (x
2):форматирование; (x
3): формулы, имена ячеек, ссылки; (x
4): дДиаграммы; (x
5): макросы, сводные таблицы; (x
6): консолидация; (x
7); разное. (x
8).
Число возможных логически решений для качественной оценки степени компетентности равно 280 = 8 (объекты)х5(уровень компетентности)х7(степень компетентности). Тест для оцифровки компетенций содержит свыше 300 вопросов.
Степень компетентности: очень высокая 10; высокая 9; очень хорошая 8; хорошая 7; умеренная 6; низкая 5; очень низкая 4.